О Выборге









Парк Монрепо




Выборг

Выборг — районный центр на севере Ленинградской области (в 130 километрах от Санкт-Петербурга и в 30 километрах от границы с Финляндией). Население — 79 тысяч человек (2002). Координаты 60°42» с.ш., 28°45» в.д. В последние годы, с утратой Прибалтики, во всех туристических проспектах Выборг рекомендуют как «единственный европейский город на территории Российской Федерации».


Название «Выборг» в переводе со шведского означает «Священный город» (от vi — «священный», «святой», и borg — «город»).

Выборг — один из крупнейших и красивейших городов Ленинградской области. Он расположен на северо-западе Карельского перешейка на берегу Финского залива в 130 км от Санкт-Петербурга. Основная часть города расположена на полуострове, изрезанном глубокими бухтами, остальная — на нескольких мелких островах. Рельеф города пересеченный, самая высокая точка – 33 м над уровнем моря, на Батарейной горе. Выборг привлекает многочисленных туристов живописными окрестностями, замечательными архитектурными памятниками, в числе которых и сохранившиеся древние оборонительные сооружения, тесно связанные с его многовековой историей. Выборг — большой транспортный узел, сеть железных дорог связывает его с Санкт-Петербургом, Москвой, Карелией и Финляндией. Через город проходит международная автомагистраль Хельсинки — Санкт-Петербург.

После отсоединения от России республик Прибалтики с их красивейшими средневековыми городами, Выборг стал уникальным для России местом. Это теперь единственный в полной мере европейский город на территории страны. Замок на острове, башня Ратуши, Круглая и Часовая башни, Аннинские укрепления, мощеные дороги, средневековая застройка Старого города, великолепный пейзажный парк «Монрепо» с усадьбой 19 века — все это дает право назвать Выборг городом-музеем.


В окрестностях города много высоких хвойных лесов, прорезаемых бесчисленными реками и озерами. В районе сохранились многочисленные советские и финские укрепления времен последней войны.


Архитектура Выборга Ленинградской области, его внешний облик и городские пейзажи индивидуальны. С глубокой древности Выборг впитал в себя культуру четырех народов: шведского, русского, финского и немецкого. В этом ключ к пониманию всей истории создания «каменной летописи» города.
   В конце XVIII века выборгские архитекторы — губернские, волостные, муниципальные — были государственными служащими. В начале XIX века должность губернского архитектора упразднили. Но интенсивное строительство в городах Финляндии к середине столетия поставило губернаторов перед необходимостью иметь при себе помощника, осуществляющего надзор над возводимыми постройками. Указом финляндского Сената от 4 апреля 1848 года должность губернского архитектора была учреждена вновь.
   В Выборге работали многие зодчие. Они имели свои архитектурные бюро, выполняли государственные и частные заказы. По их проектам была существенно дополнена «каменная летопись» Выборга, начатая предшественниками еще в средневековье.
   В последующее время, до начала XX века, выборгские архитекторы проектировали свои постройки в так называемом эклектическом стиле: в формировании облика здания использовали приемы и отдельные элементы архитектуры в основном итальянского и шведско-немецкого ренессанса.
   На рубеже XIX—XX веков подражательную архитектуру сменил стиль модерн. Финское искусство вышло на мировую арену в 1900 году, когда оно было представлено на Между народной выставке в Париже. Прежде всего привлекала к себе внимание архитектура павильона, построенного по проекту Э, Сааринена, Г, Гезелиуса и А. Линдгрена. Новаторская стройка в стиле модерн, представленная в таком официальном месте, имела огромный успех. Финский модерн (национальный романтизм) оказал большое влияние на архитектуру европейских стран, был воспринят он и петербургскими зодчими Русская художественная критика писала: «Финские зодчие учат нас, что недостаточно строить в «стиле божественного ампира» или в «стиле целесообразного модерна». Они решают наши теоретические споры на практике без горячности, по законам статики и красоты».
   Талантливые последователи основоположников финского варианта модерна работали и в Выборге. Их постройки являются ценными архитектурными памятниками, придающими
облику города своеобразие.